Текстовая версия выпуска
Приветствую вас братья и сестры в это воскресенье снова в церкви!
Сегодня мы будем с вами размышлять о важном аспекте жизни христианина - святости. Как мы слышали в Пс 18 - Закон Господа совершен, закон Господа умудряет простых, Закон Господа и повеления Его веселят сердце. Это то состояние, которое должно быть у каждого верующего при чтении и размышлении над святым Писанием Живого Бога. Если это не так, то значит с нами что-то не так. Если чтение Слова Божьего нам не приносит радости, мы не спешим и не жаждем Его читать, значит нам нужно изменение своего характера, преображение нашего сердца. Именно поэтому все святые и учителя Церкви советуют перед чтением Писания молиться и после этого только подходить к святой Книге. Это не чтение романа или подобной литературы, это откровение Живого Бога и у нас должно быть осознание этого и соответствующее отношение к чтению слова Божьего. Подходя к чтению Писания мы должны помолиться и попросить Господа - “что Ты хочешь мне сказать сейчас, что должно изменить мою жизнь?”, а не просто читать как истории из жизни святых и апостолов Христа.
Давид говорит в 18 псалме “Закон Господа совершен”, однако для нас слово “закон” имеет несколько неприятную окраску, это нечто, что принуждает нас, неволит, делать то, что нам неприятно. Однако в оригинале стоит слово “ТОРА”, которое означает, помимо закона, также Пятикнижие Моисеево, а также есть значение “наставление, руководство, научение”, которое более подходит, особенно когда мы сравниваем такие понятия как закон и евангелие. Посему мы можем с уверенностью сказать, что в Пятикнижии Моисеевом есть и закон и евангелие, есть слова обличения и заповеди, а есть слова наставления, утешения и спасения. Поэтому когда Давид говорит о законе, мы должны иметь ввиду, что для него на том историческом этапе это было единственное записанное откровение Господа, и именно через Пятикнижие Моисеево и Бог направлял и просвещал царя и псалмопевца Давида. Впоследствии, и псалмы самого Давида стали частью канона, вошли в список книг Божьего Откровения, но на тот момент у Давида не было иного Слова Божьего, не было иной радости, кроме свитков закона Моисеева (или Пятикнижия).
Закон Господа совершенен, он совершенен как сам Господь Бог, совершенен в том смысле, что не имеет пороков, изъянов, абсолютно целостен и свят. Само понятие “святости” восходит к понятиям “чистый” и “нечистый”, а также святым называется нечто отделенное от нечистого, очищенное, отделенное для Господа. Так и мы в быту отделяем чистое от нечистого - например, посуду чистую от нечистой. Так и в сегодняшнем чтении из книги Бытия мы уже видим примеры отделения чистого от нечистого. В 8-й главе книги Бытия мы видим как Ной выйдя из ковчега (со своим семейством, родными и близкими) приносит жертву Господу из чистых животных и птиц. Мы должны помнить, что на тот момент у Ноя не было никакого письменного откровения от Господа, никакого записанного Слова Божьего, поскольку Ной как патриарх веры имел непосредственное и личное общение с Господом. Каким-то образом Ной знал или узнал, что есть чистое, а что нечистое, что есть благоугодное приношение Богу, а что Ему неприятно. Посему и принес Ной жертву благоугодную.
До сих пор евреи, несмотря на то, что мы живем в новозаветные времена, стремятся отделять чистых животных от нечистых, это называет кошерная пища. Поэтому (на основании некоторых стихов из Пятикнижия Моисеева) евреи не употребляют свинину, а также кровь, в частности они могут просматривать на свет куриные яйца, чтобы в них не находилось и капли крови, если же находится, то такое яйцо выкидывают. Также они тщательно проверяют всю пищу и имеют специальные кошерные рестораны и кухни, чтобы не оскверняться. Мы, как христиане, свободны от постановлений ветхого Завета в отношении пищи и можем вкушать с молитвой любую еду.
Но в постановлении не употреблять например свинину мы можем увидеть и практический смысл, который был заложен Господом во благо евреев. В том климате, в котором живут евреи (жаркая Палестина) употребление свинины связано с плохим ее перевариванием и усвоением, поэтому в заповеди Господа мы можем усмотреть и практические аспекты. Позднее в книге деяний святых Апостолов мы читаем историю, произошедшую с апостолом Петром, который после молитвы получил откровение, что можно употреблять чистую и нечистую пищу (то есть ранее считавшая нечистой пищей освящена Божьим словом), также в этом откровении для Апостола Петра было новое для него - ранее считавшиеся нечистыми язычники, теперь такие же как и все люди, уже не нечистые, но Бог желает спасти и их в том числе.
Кроме того, Бог Ною пообещал, что не будет губить более людей потопом, в том масштабе как было во дни Ноя (это конечно не означает, что не будет наводнений, но потопа уже точно не будет). Однако, Бог отмечает, что “помышления сердца человеческого - зло от юности его”, то есть каждый человек после грехопадения уже не стремиться к Богу и творению добра, но ко злу и греху. Человек после грехопадения пытается убежать от Бога, не любит Его слово и стремиться не слышать Его, не ходить в церковь и т.д. Но несмотря на это, Бог каждый раз дает человеку и человечеству второй шанс, как во дни Ноя, так и сейчас. Все желание человека избежать святости и жить греховно, но Бог желает изменить природу человека и его характер, возвращает человека к состоянию в Эдемском саду, к состоянию святости и безгрешности.
Процесс изменения характера, преображения, превращения в образ Божий, в образ Христов — это процесс всей жизни и такое преображение не происходит за одну ночь. В этом заключается суть святости и освящения христианина. Лютеранское богословие различает оправдание и освящение. В отличие от оправдания, даруемого нам Христом моментально, даром, посредством Крещения, посредством Слова и Таинств, освящение процесс всей жизни. Христианин, уже оправданный Христом, идет по пути освящения своей жизни через Слово и Таинства. Но не только Бог меняет Его характер и освящает, человек сам активно участвует в процессе своего освящения, однако не может поставить это себе в заслугу. Если оправдание мы получаем даром, вне зависимости от наших дел и заслуг, а значит получаем и спасение, то с освящением иначе.
Освящение через Слово и Таинства, через смирение под крепкую руку Божью требует нашего согласия, наших усилий, наших активных деяний, однако оно не приносит нам спасения. Как учит лютеранство — спасение уже принес нам Христос и вручил как дар через Слово и Таинство, через веру, мы конечно можем отвергнуть этот дар, но мы не можем согласиться его принять, поскольку до уверования мы духовно мертвы. Но уже после оживления и воскресенья нашего посредством силы Христова дара оправдания, мы имеем силу освящаться, преображаться в образ Христов, становиться на Его путь, меняясь и внутренне и внешне, смиряясь, меняя характер, поведение, в отношении к ближним и Богу. Без силы оправдания мы не имели бы силы менять свой характер, без силы дара Христова, без нашего воскресения мы не смогли бы освящаться, каждый день преображаясь в образ Христов.
В Писании все уверовавшие, все крещенные и обновленные Христом названы святыми. То есть по факту мы уже святы, однако (вот парадокс Писания) нам еще нужно освящение, нам еще нужно преображаться, нам еще нужно каждый день менять свой характер и природу с Божьей помощью — менять и преображать в образ Христов, чтобы быть как Он. Таково богословие эсхатологии лютеранства — мы уже святы, но процесс нашего освящение все еще продолжается — это называется богословием “уже да, но еще нет”. Ведь на самом деле мы читаем о христианах (о всех, а не только об Апостолах или Евангелистах), что они названы святыми, с другой стороны, мы знаем за собой, что далеко не святы и происходит такое внутреннее разделение, диссонанс — вроде святы, а вроде еще нет.
Так и есть — таково свойство веры, которая говорит — ты, оправданный Христом верующий или верующая, уже посажены со Христом на небесах, однако живешь в этом бренном мире. Тебе христианин и христианка, уже даны все богатства мира, даны Христом, но при этом тебе может не хватать денег на хлеб или оплатить квартиру. Ты уже исцелен ранами Иисуса Христа, но при этом можешь болеть и даже умереть. Ты можешь действительно умереть, но при этом мы верим, что верующие во Христа не умирают, а переходят в состояние усопших, ожидающих пришествия Христова. Таково свойство веры — мы названы святыми, но нам еще нужна святость и освящение каждый день посредством покаяния и молитвы. Мы названы святыми и участниками Брачной вечери Агнца, но мы все равно еще нуждаемся в Божьем Таинстве — в Причастии Тела и Крови Христа — истинной пищи и питии.
В сегодняшних чтениях мы слышали также евангелие от Марка 10 глава, посвященную теме женитьбы-замужества, и казалось бы эта тема никак не связана с нашей темой, однако есть несколько параллелей. Дело в том, что сама суть замужества-женитьбы связана с тем, что Бог сочетает, того человек да не разлучает. Брак это не просто встреча и обоюдная воля мужчины и женщины образовать союз, но в первую очередь, это Божья работа по соединению двух разных людей, хотя и не без нашего согласия. Но стоит воздать тут всю славу Богу.
Именно поэтому обычной стала современная практика не оформлять отношения, не заключать брак, не венчаться, чтобы если что, можно было быстро убежать, если что-то не устраивает в партнере, можно расстаться с миром, однако в этом сквозит и нежелание брать на себя ответственность. Именно поэтому так непопулярна сейчас тема брака, и прилагаемой к этой теме стала еще более непопулярной - рождение и воспитание детей. В таких отношениях люди хотят как бы сохранить свою индивидуальность, независимость. Брак, женитьба и замужество подразумевают соединение двух личностей - “да будут двое одна плоть”, что означает не стремление исполнить волю свою, а угодить супругу, стремление идти на компромиссы, идти навстречу друг другу, смиряя порой свою гордыню и желание расстаться, но стремление к тому, чтобы изменяться и расти в отношениях, учитывая нужды и потребности друг друга.
Так даже заключенный в церкви брак нуждается в каждодневной работе, изменении характера, в работе над собой, смирении, учитывая не только свои, но в первую очередь семейные интересы, интересы супруга, полагая жизнь свою за ближних своих. Совместный брак соединяет двоих разных индивидуумов в одну плоть — чтобы они могли прийти к чаше Господней и тем выразить свою любовь к друг другу и к Богу, принимая Тело и Кровь Христову, не оставаясь более эгоистами, а заботясь каждый о нуждах друг друга.
В теме брака существует и другой аспект, касающийся нашей темы. Брак в Писании описывает не только мужчину и женщину, но Бога и Его Святую Церковь, отношения со всеми верующими вместе взятыми и с каждым в отдельности. Поэтому когда Писание говорит о Церкви, Оно говорит о брачном пире, о невесте Христовой, о Возлюбленной Господа, которая свята, одета во все прекрасные одежды - а именно в праведность Христову, которая означает спасение и жизнь вечную, которая означает мучения Христа на Голгофе, Его смерть и воскресение - Его крестные муки за нас. Только принявшие это послание верой, то есть доверившиеся Господу (просто как дети, ибо написано “будьте как дети” (от Марка 10 глава)) - только верующие могут быть названы Невестой Христовой, святыми Господа.
Под святыми мы должны понимать не только Апостолов и пророков, евангелистов и миссионеров, но в том числе и всех верующих во Христа, поскольку само Писание так говорит. Мы стоим на одной ступеньке с Апостолами и святыми, хотя есть отличие нас и их - в том, что они уже достигли Господа, а мы можем еще потерять спасение, они уже с Богом, в небесных чертогах, а мы имеем неприятный шанс оступиться и отвергнуть милость Божью и жертву Христову. Мы также отличаемся от Апостолов и святых дарами и уровнем служения, но тем не менее мы с вами не менее святы, чем апостол Петр, Ной, Павел, Давид и многие другие.
Мы можем потерять спасение подобно тому, как невеста может сбежать со свадьбы. Посему молим Господа, да не будет сего и говорим в молитве “Отче наш” - “избавь нас от лукавого”, “не введи во искушение”. Мы можем уподобить свадьбе Христовой - Крещение, посредством которого мы входим в Церковь и имеем прямой доступ к Таинству Причастия. Однако процесс нашего освящения - это как жизнь в браке после свадьбы - непростая жизнь, жизнь постоянного смирения и изменения своего характера, преображаясь в характер Христов, в характер нашего Супруга. Здесь на земле мы не станем таким как Он, но мы стремимся достигнуть подобия Ему, стремимся и в вечной жизни, там где не будет времени и пространства мы станем подобны Ему во всем, ведь однажды мы были созданы по образу и подобию Божьему.
Наконец, стоит подчеркнуть еще одну важную мысль - подобно тому, как процесс нашего оправдания в большей мере осуществляется спасителем нашим Праведным Христом, так и процесс нашего освящения осуществляется преимущественно (но не только) Святым Духом, который приводит нас в Церковь, освящает, приводит собрание святых, в собрание святынь - Слова и Таинств, как мы и исповедуем в символе веры - “верую в Духа Святого, во Святую вселенскую Церковь, в общение святых”.
Не наша заслуга в изменении нашего поведения и характера, в преображении в образ Христов, но Божья. Никто не может сказать “я сильно постарался и стал святым”, “я молился-молился и освятился”, нет, в том заслуга Духа Святого, который освящает нас, просвещает, ведет на всякую истину и, в конечном итоге, приводит к познанию пути спасения, пути освящения, пути христианина. Если бы не было Духа Святого, мы не имели бы спасительной веры (которая есть дар Божий), у нас не было бы никаких даров, мы не смогли бы читать Слово Божье и даже молиться. Поэтому слава Богу за чудный дар Божий за дар спасения по вере (которое совершается единократно) и за чудный дар Божий освящение посредством Святого Духа и при Его содействии, да придем в чудный образ Христов и станем подобны Ему как Он есть. Ему за все да будет слава и хвала во веки веков. Аминь!